Отправлено 14 Январь 2007 - 01:24
Советы начинающим музыкантам.... :D
Музыкант! Итак, у тебя теперь есть все, чтобы начать покорение страны. Недостает самой малости: представления о том, что ты будешь играть и что хиляет сейчас в этой самой стране. Нижеприведенная краткая энциклопедия стилей русской поп-музыки призвана помочь тебе в этом разобраться, а для твоего удобства в конце каждой рубрики проставлен коммерческий потенциал описанного явления по десятибалльной шкале.
Но сперва давай разберемся с самим термином «поп-музыка», потому что, употребив его не к месту, ты можешь получить по роже, а рожа тебе еще пригодится для съемок в клипе. В нашей стране сочетание «поп-музыка» неотделимо в сознании правоверных поклонников Настоящего Русского Рока (НРР) и Настоящей Русской Электроники (НРЭ) от понятия «попса», за каковым понятием немедленно следует ворох матюгов. Меж тем, при попытке объяснить, что же такое «попса», самые упертые НРРшники встают в тупик и начинают мучительно тыкать пальцем в Катю Лель, не в состоянии членораздельно сказать, чем же она от них отличается. На самом деле «попса», друг мой — не что иное, как замещение бытовавшего в советские времена термина «эстрада», а поелику сейчас на эстраду прет даже такой зрелый и где-то культовый продукт, как «Машина Времени», а вышедшая из богомерзкой Фабрики Звезд группа «Корни» именует себя «рок-группой», то тут сам черт ногу сломит. Отсюда и мычание приверженцев НРР и прочие разборки с применением грубой физической силы, причем страдают в них, как это ни прискорбно, Настоящие Рокеры, а вовсе не «попса» — достаточно вспомнить достославный боксерский поединок Юрия Юлиановича Шевчука и Филиппа Бедросовича Киркорова. Короче, ни хрена, кроме объяснений типа «попса — это отстой», и «мочить попсу», ты все равно не получишь. Так вот я предлагаю тебе определение «попсы» безо всякого таскания за волосья с последующим распиванием литра водки и совместным исполнением песни Юрия Юлиановича Шевчука «Что такое осень — это осень». «Попса» — это все, что не нравится Настоящим Русским Рокерам и Настоящим Русским Электронщикам. Более внятного объяснения ты не получишь, а ежели станешь его домогаться, то получишь, как я тебе уже докладывал, по роже.
К чему вся эта преамбула? А вот к чему. Бытует мнение, что наша «попса» — дело такое плевое и дерьмовое, что сочинять туда песни сможет всякий лох, а уж Настоящий Русский Рокер походя с десяток попсовых мелодий набросает. Мой юный друг! Эту херню придумали сами Настоящие Русские Рокеры, а распрострянют ее по свету их адепты — суровые мужчины лет сорока. Они, опять-таки, немедленно дадут тебе по роже, если ты усомнишься в их словах (вообще, если честно, в среде Настоящих Русских Рокеров ты непременно за что-ниубдь получишь по роже рано или поздно, так что готовься), поэтому лучше я тебе скажу, а ты запомнишь и варежку на эту тему разевать не будешь: данное мнение — чистейшей воды фуфло. Попсовые мелодии потому и являются такой заразой, что имеют в своей основе то, что именуется «хуком» (не бойся, вылазь из-под стола, это не тот хук, который по роже). Так вот, друг мой, хуки эти сочинять — это не на гитаре бренчать, уверяю тебя. Обычно их проивзодят на свет специальные люди, известные как «Композиторы», иные из которых даже кончали спецаильное заведение по части хуков (да не лезь ты под стол, болван). Если ты внимательно послушаешь нашу «попсу», то обнаружишь, что в припеве в ней есть какой-нибудь хвостик или фразочка, которые эдак выгибаются призывно, влезая тебе в ухо намертво, тогда как послушав произведения Настоящих Русских Рокеров, ты убедишься, что большинство их припевов — это просто песий вой двух строчек, прямых, как железная дорога «Москва-Петербург» и берущих за душу разве что нахрапом, вот как некоторые покупают с пистолетом в руках в ювелирном магазине украшения, причем весь персонал при этом обнаруживает удивительную любезность, какой и миллионер не удостаивается.
Так вот, к чему это я все — хотя по коммерческой нашей шкале так называемая «попса» получит десять из десяти, ты на нее даже не гляди: обманувшись ее простотой и «лажовостью», как скажут иные Настоящие Русские Рокеры, ты при попытке сочинить попсовый шлягер застрянешь, как тормоз Диснейленда, на «мусях», не будучи в состоянии присобачить к ним даже «пуси». Поверь на слово человеку, отслушавшему на своем веку сотни демо: там было все, что угодно, вплоть до воя любимой собаки Настоящего Русского Электронщика, но не было ни одного шлягера, даже попытки влезть на него не было. Забудь. Кончили с этим. Переходим к прочей классификации.
1. «Козырев-рок». Наиболее ныне распространенная тема. Чтобы сочинять «козырев-рок», ты, во-первых, должен забыть все минорные аккорды, во-вторых, выкинуть из головы всю ф....ню типа «девушка не дала», потому что исполнителям «козырев-рока» девушки дают всегда! (это слоган). В-третьих, морду тебе желательно иметь, как будто ты только что из пивной, но при этом преисполнен благих намерений (то есть, попросту говоря, морду чисто вымытого идиота). Чистота — это важно! (опять слоган). Юноши, исполняющие «козырев-рок», обязаны благоухать даже с экрана ящика. Петь при этом уметь совершенно необязательно. Даже желательно — не уметь. А то еще подумают, что ты — самый умный. Исполнители «козырев-рока» не могут быть самыми умными! (третий слоган) Они — такие же обычные задорные мальчишки, как и все — скажем, как те, что пьют пиво «Клинское». Кстати, присмотрись к этой рекламе. Мотающиеся там кретины — отличный пример, с чего начать, если ты взялся играть «козырев-рок». Коммерческий потенциал: 9/10
2. «Лагутенко-рок». Некоторые исследователи полагают его разновидностью «козырев-рока», другие оппонируют им, утверждая, что Михаил Козырев был раньше. Плевать. Твое дело — отточить пластику. Ибо в песнях «лагутенко-рока» понять ни хера невозможно, поелику написаны они путем приставления одного слова, которое иногда черт знает что и значит, к другому (впрочем, это мы обсудим в разделе, посвященном написанию текстов). Так что, как говаривал покойный артист Миронов, «для меня главное не песня — для меня главное — танец». Обязательно научись разрывать рубаху на груди. Девочкам нравится. В словах, какие бы ты ни написал, при твоем исполнении должны оставаться одни гласные, вот так: «аиоок е ыщи» (иногда, брат, без согласных все же не обойтись, но ты старайся). Как образцы для творчества рекомендуются песни группы Coldplay. Если ты не сдохнешь, прослушав обе их пластинки от начала до конца — стало быть, ты готов. Но учти: Лагутенко сам все уже вытоптал. Посему коммерческий потенциал: 5/10. Девочек все равно на всех хватит.
3. «БИ-2-рок». «Интеллектуальная» разновидность «лагутенко-рока». Схожим с ним является непременное подвывание на помянутых уже гласных звуках. Вспомни, как ты нес домой дневник с двойками и записью «перебил всех девочек в классе портфелем», и у тебя получится. Лицо для этого стиля надо иметь строгое, однако с под.......кой в глубине глаз: такие лица обычно имеют любимые в компаниях шутники, которые, вежливо поприветствовав тебя, выдергивают потом у тебя из-под жопы стул. Музыка в данном случае должна быть плотная от спиж........(украденных) там и сям риффов. В клипах — непременный ветер или еще какая стихия из серии «кошмар девственницы». В текстах ни черта не должно быть понятно, но непременно обязан наличествовать слоган типа «Полковнику никто не пишет» (по результатам опросов примерно 80 процентов поклонников группы не знают, откуда эта строка, и проникаются, таким образом, уважением). В общем, друг мой, тут надо уметь обильно и с удовольствием воровать. Как это ни кажется легко, на деле данное умение — отдельный талант, так что если ты не можешь отбояриться даже от контролера в автобусе — лучше и не пробуй. Коммерческий потенциал: 7/10
4. «Земфира-рок». Если ты, друг мой, не планируешь операцию по смене пола, то — забудь. Оно же и к лучшему — не надо драться с ментами и провоцировать публику на смертельную давку. Тем более что дело клонится к закату. Коммерческий потенциал: 5/10
5. Панк-рок. Если ты, друг мой, не умеешь вообще ни черта, и даже анекдоты, рассказанные тобою, публика комментирует исключительно как «лопата», то тебе сюда. Все, что тебе нужно — это войти в образ клинического тупицы и научиться орать «смерть попсе!» (см. выше). Аккорд необходимо знать только один и никогда с ним не расставаться. Барабанщику своему, ослу, скажи, что если он еще раз ударит вон по той здоровенной штуковине с гулким звуком — попрешь его на (пенис) Отличное умение для панк-музыканта, каковым некогда прославилась группа «Чудо-юдо», — это умение надувать презервативы. Оно с успехом заменяет вокал, музыку и все прочее. Правда, ты обречен почти все время издаваться на каких-нибудь левых сборниках типа «Едрить твою волюм десять», вонять, каждое утро с кряхтеньем отправляться на помойку, чтобы сделать вид, будто ты проснулся прямо оттуда, и девочек на тебя падать будет в разы меньше, чем во всех предыдущих случаях. Но ведь это все равно много, если учесть, что ты ни хрена не умеешь, верно? Коммерческий потенциал: 3/10
6. Блюз. Друг мой, если ты всерьез полагаешь, что сможешь играть блюз, то ты безнадежен, и я зря трачу на тебя время. Коммерческий потенциал: 2/10
7. Тяжелый рок aka хэви-метал. Если тебя интересуют поклонники со стажем и критики, которые каждую рецензию начинают словами «Наконец-То На Нашей Сцене Появился МОЩНЫЙ ОТВЕТ Западному Пауэр-Металу», то ты, безусловно, обрящешь их тут. Имей в виду, однако, что девочек тут принято называть «телками», и они это прозвание оправдывают на все сто, так что тебе придется полночи, отведенной на «пор....во», отцеплять от своего кожана Ее тринадцать бранзулеток, продетых через один только нос, а еще полночи мучительно соображать, какого ж рожна ты прельстился на это чудовище, которое, невзирая на все твои попытки принять лежачее положение, обязательно сперва желает у тебя «отс.......ть», причем непременно тащит для этой цели тебя в общественный сортир. Во всем остальном играть металл так же комфортно, как и панк: от твоих гитар и барабанов, мочащих «ядерный блэк», на сцене все равно останется один монолитный гул, как будто подогнали бетономешалку, ибо такие у нас сцены и звуковоспроизводящее оборудование на них, а на записи «ядерный блэк» будет звучать как сильно фонящие колонки, потому что запись «ядерных блэков» делается обычно в Малаховке, так что и играть ничего особо не надо — в свое время Паук удивлялся, на фига на бас-гитаре четыре струны, когда ему и одной много. За пределами «телок» и проклепаных поклонников знать тебя не будет ровно ни одна душа, так что свободное время ты вполне можешь посвятить прослушиванию любимых «Битлз» — все равно никто не зажопит. Коммерческий потенциал: 1/10
8. «КВН-рок». Дружище, если ты «приколист» по жизни и собираешься быть таковым даже с седыми волосами, то это — твое призвание. Рискуя быть обвиненным в повторяемости, скажу, что главным тут все-таки является глупая морда с глупой улыбкой: но теперь к ней надо добавить еще и «прикольные» тексты, а также освоить шпагат, стояние на голове и имитацию удара по яйцам с риском неудачной имитации оного. Разброс стилей огромен: тут тебе и ска, и твист, и неосвинг, но не пугайся — играть все это тебе не придется. В крайнем случае немного запарятся барабанщик с басистом, но и это не беда, потому что, когда они сдохнут вытягивать падающие мимо нот и долей такта гитару и духовые, ты уже будешь ведущим какой-нибудь развлекательной передачи на ТВ. Во всех прочих случаях ты обречен на скорое забвение и статус «старого болвана в пионерском галстуке». Если повезет — сведи знакомство с каким-нибудь «куртуазным маньеристом» (не в курсе, живы они еще или нет). Отпадет надобность самому сочинять «приколы». Коммерческий потенциал: 3/10
9. Инструментальные фотообои. Отличный жанр для всех, кого не приняли в высшее музыкальное заведение. Берешь аккорд «до-мажор». За ним — «соль-мажор». Там можешь сходить в какой-нибудь минор. А можешь и не ходить, а просто нанять тех, кого в самом деле не приняли в музыкальное училище: ведь главное в данном стиле — это видеоклипы, без них твою нудятину не будут слушать под страхом расстрела. А так ты сидишь в кафе с мудрой улыбкой, в кафе заходит девушка, ты ей даришь розы, потом можно штук сто свечей на полу подпустить и «мерина», одолженного у приятеля-держателя бензоколонок, погнать в туманную даль. Главная проблема — кто все это снимать будет. Те, кто умеет и имеет, снимают Игоря Крутого, работающего в указанном стиле. Остальных обойщиков никто и по имени не знает, хотя половина наших джазовых музыкантов, «которых похлопал по плечу сам Фредди Хаббард», играет именно фотообои. Так что реши — хочешь ли ты быть сто пятым непризнанным гением и, подвыпив, обращаться к сто четвертому с фразой: «Ну, старик, скажи, ведь Крутой — это халтура, старик?» Коммерческий потенциал: 7/10. Это в случае, если твоя фамилия — Крутой. А так — даже не мечтай.
10. Электронные фотообои. Та же лажа, что и выше, но в порядке добровольного онанизма, ибо делать все придется самому дома на компе. Музыка значения не имеет: даже у софтверных синтезаторов звук такой, что пару раз дал MIDI-клавишам по зубам — уже пиеса. Обложка — вот что важно: на ней непременно должно быть небо, солнце, чьи-нибудь руки и цветочек. Так же важно название пластинки. Открой томик Блока и дерни оттуда наугад стих. Будет не пришей к пи......е баян, зато страсть как красиво. А это и есть цель всяких музыкальных фотообоев. Однако имей в виду: пластинку эту послушает твоя мама и твоя девушка. После чего ты можешь прибить ее гвоздем к стене и показывать внукам: вот, мол, паразиты, какой дед у вас талантливый был, да среда заела. Коммерческий потенциал: 0/10
11. Лаунж/easy. Друг мой! если тебе непременно хочется прослыть «продвинутым», тебе всего лишь нужно как-нибудь ночью грабануть архив программы «Маяк» и лудить произведение за произведением с производительностью хорошего немца на асфальтоукладочном шарабане, строящего муниципальное шоссе. Единственное, что необходимо в нашей стране для изготовления подобного рода музыки — это т.н. «переключатель кретинизма»: чтобы в интервью выглядеть умным и эрудированным, из-под пальцев же выпускать убожество типа «Лучшей девушки в СССР». Если у тебя есть архив и этот переключатель — ты будешь героем клубов, и твою фотку непременно тиснет журнал «Афиша». Коммерческий потенциал: 6/10
12. Непродвинутая электроника. Имеются в виду всякие песенки о том, как зае.......сь загорать на Ибице, под немудрящую подложку, вся проблема которой в том, что драм-машина, хоть и машина, почему-то вечно то отстает, то спешит. Над загадкой этого искусственного интеллекта до сих бьется сонм групп по всей периферии нашей огромной Родины, и пока безрезультатно. Коммерческий потенциал: 3/10
13. Продвинутая электроника. Достигается поставлением на сэмплер включенного утюга, битьем посуды перед микрофоном и просьбой к первой подвернувшейся девушке побредить в течение сорока минут. Затем все это запихивается в редактор, а пока редактор бьется над загадкой, что же с данной бандурой делать, рядом пишется на скверном русском роман про то, как таинственно и совершенно спонтанно родился данный шедевр, «вытаскивающий из-за подсознаний большой цветка сонного разум, пока по реке плывет дерева». Такие записи часто издают небольшие, но гордые лейблы, на счету которых уже пластинка арий из опер Верди в исполнении Михеича, после чего они попадают в музыкальных и околомузыкальных изданиях в ящик стола под названием «всякая х......я, пускай поваляется». Коммерческий потенциал: 0/10
14. Электроника, Одобренная Полом Окенфолдом. Тут, друг, сложность вот в чем: тебе непременно нужен кинокомпозитор, писавший узнаваемые и короткие темы, но не Эдуард Артемьев, а, кроме него, кинокомпозиторов такого сорта больше нет. Впрочем, поищи, может, я ошибаюсь. Трудиться много помимо этого не придется, так как на диск потребна всего одна композиция с темой «не из Эдурада Артемьева». Все остальное заполняется псевдотрансом с девушками, одолженными у группы «Иван Купала», которые страстно произносят «я хочу транс, дай мне транс» (это необходимо, чтобы никто не запутался в том, что тут играет). Далее, требуется свой человек на Ибице, который сунет старине Полу твою композицию (одну! не вздумай лезть с целым диском!). Если старина Пол в этот момент составляет очередную свою подборку, и у него как раз дырка — твое дело в шляпе. Коммерческий потенциал: 8/10. С очень быстрым обнулением.
15. Трип-хоп. Драм-машина ставится на режим «ща отвалюсь», с дисков Portishead срезается нужное количество сэмплов, кои превращаются в лупы и пропускаются задом наперед, дабы никто не узнал. Обычно узнают все. Далее берется девушка, которой велят сипеть в микрофон, изображая «сексуальный» шепот, что-нибудь про дождь за окном и мертвые пальцы; когда она забывается и начинает пытаться голосить, ее бьют по спине доской, потом ее визги тоже пропускаются через сэмплер и вставляются где надо и где не надо. Музыкальные рецензенты любят использовать такие диски как подставки для чашки с чаем: чай от них приобретает благородную горечь. Коммерческий потенциал: 1/10
16. Даб. Недавние изыскания отечественных электронных музыкантов показали, что даб есть не что иное, как облагороженная версия «хава-нагилы», так что тут, друг мой, совсем не надо париться: половина советских эстрадных песен написана на этот мотив. Просто «подкинь электроники». Коммерческий потенциал: 4/10
Здесь, друг мой, мы, пожалуй, закруглимся. За бортом, конечно, осталось поле непаханное, но тебе и сказанного выше хватит, чтобы сделать жизнь с кого. Я сознательно не упомянул т.н. «динозавр-рок», потому что для полноценного представительства в данном стиле тебе не хватает как минимум двадцати лет. Но, если очень хочется, можешь уже сразу начинать работать в этом направлении: так сказать, делать долгосрочные вклады. Для этого тебе понадобится во всех песнях заменить местоимение «я» на местоимение «мы», а также уже сейчас начинать давать газетам интервью, в которых ты будешь разъяснять читателю, что по твоим текстам через сорок лет дети будут учиться грамоте. Не забывай про Духовность. Удачи.